Новости

"Зеленое" строительство в Санкт-Петербурге

Мода на «зеленое»

Покупатели начинают задумываться не только о цене жилья, но и о затратах на его эксплуатацию
В Петербурге насчитываются единицы проектов, которые можно назвать полностью или хотя бы частично «зелеными». Эксперты признают, что «зеленые» технологии в строительстве, направленные на экономное расходование ресурсов — электроэнергии, тепла, воды и т.д., еще слишком дороги, а ресурсы в России слишком дешевы. Тем не менее применение «зеленых» технологий входит в моду — не учитывать их при планировании масштабных проектов уже считается неприличным. И это хорошо: в Европе именно мода стала одним из основных драйверов «зеленого» строительства. Как сказал РБК daily один из европейских экспертов, «зеленое“ — это cool».

Иностранцы задали тон

Роль первопроходцев в «зеленом» строительстве Петербурга сыграли иностранные инвесторы, преимущественно финские. Наиболее известны проекты жилых комплексов «Шведская крона» и NCC Village компании «NCC-недвижимость», бизнес-центр «Пулково Скай» компании EKE Group, технопарк «Технополис Пулково» девелопера Technopolis. Ряд «зеленых» решений применен также в проектах компании «ЮИТ Лентек» — это жилые комплексы Vita Nova и «Тринити», бизнес-центр «Греческий» ГК «Соло», деловой центр «Аэропорт-Сити» компании Avielen AG. Но в последнее время к иностранцам присоединяется крупный отечественный бизнес.

Вскоре в список «зеленых» проектов, реализуемых в Петербурге, можно будет добавить новый офисный комплекс компании «ВТБ-девелопмент», возводимый рядом со станцией метро «Электросила», новые кварталы жилого района «Славянка» компании «Балтрос». Также целый ряд энергоэффективных решений предполагается в проекте «Лахта-центр». В том числе это «интеллектуальный» двойной фасад высотной доминанты комплекса, который позволит минимизировать теплопотери, а расходы на отопление и кондиционирование сократятся на 50%. Дополнительную экономию электроэнергии даст замена стандартных отопительных приборов на инфракрасные излучатели, установка сенсорных датчиков, автоматически регулирующих освещение. Также комплекс в Лахте будет оснащен передовыми инженерными системами, которые позволят минимизировать энерго- и водопотребление.

Концепция проекта предусматривает развитие «зеленых» видов транспорта (скоростного рельсового экспресса, водного транспорта) и разгрузку основных транспортных артерий, что будет способствовать значительному сокращению вредных выбросов в атмосферу. Предшественник проекта в Лахте «Охта-центр» благодаря использованию уникальных энергосберегающих решений был включен в список «10 самых экологичных небоскребов мира», составленный Consumer Energy Report. Теперь этот статус может быть получен и проектом «Лахта-центр» — ожидается, что новый проект обеспечит такие же, а возможно, и более высокие показатели энергоэффективности.

Тарифы определяют сознание

По приблизительным подсчетам, ресурсоэффективные технологии увеличивают стоимость проекта на 10—30%. В то же время ряд экспертов оценивают удорожание в сумму не более 2 тыс. руб. на 1 кв. м. «При грамотной маркетинговой политике затраты окупаются достаточно быстро. Энергоэффективные здания снижают эксплуатационные расходы на 15% и более, и покупатели, готовые за такую возможность доплачивать, найдутся», — уверен генеральный директор Setl City Илья Еременко. «Рост тарифов уже сейчас постепенно начинает менять менталитет конечных пользователей недвижимости, заставляя их задумываться не только о стоимости приобретения жилья, но и о стоимости его эксплуатации. Однако эта тенденция пока не носит массовый характер», — говорит директор департамента консалтинга и оценки АРИН Екатерина Марковец.

Помимо высокой стоимости «зеленых» решений их массовое применение в строительстве также тормозит отсутствие четкой государственной программы поддержки подобных инициатив, несмотря на провозглашение политики энергосбережения и энергоэффективности. «Отсутствует финансовое стимулирование, но при этом есть банальные проблемы с получением экспертного заключения по ряду „зеленых“ инженерных решений, которые возникают из-за отсутствия норм», — поясняет директор компании «Конфидент» Петр Кузнецов. Генеральный директор «NCC Жилищное строительство (Россия)» Юусо Хиетанен добавляет, что, внедряя «зеленые» решения, компании вынуждены платить монополистам за ресурсы в соответствии с определенным расчетом, а не в соответствии со своими потребностями, кроме того, российский рынок «зеленых» материалов и оборудования неразвит, многое приходится везти из Скандинавии, что также приводит к дополнительным издержкам.

«Отсутствие явных направленных действий „сверху“ не должно останавливать компании, которые хотят внедрить у себя в проекте элементы экодевелопмента», — не соглашается менеджер проектов отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев.

Двадцать лет спустя

По словам Петра Кузнецова, по некоторым подсчетам окупаемость «зеленых» проектов в России, если стартовать в этом году, составит 20—30 лет. «При приемлемых для инвестора показателях в пять-семь лет говорить о прибыльности такого бизнеса не приходится», — отмечает эксперт. Следовательно, и для самих застройщиков прямая выгода от внедрения новых технологий пока сомнительная. Но косвенная выгода очевидна — экотехнологии серьезно влияют на репутацию, доверие со стороны клиентов, укрепляют бренд компании и ее отдельных проектов. «Застройщики стараются использовать экологически чистые технологии, не только чтобы приобрести репутацию компании, которая заботится об экологической чистоте окружающей среды, но и следуя запросам клиентов, которые в посткризисное время стали более требовательными при выборе жилья», — считает директор по развитию компании ЛЭК Надежда Калашникова. «За „зелеными“ проектами будущее: они экономичнее и более интересны западным инвесторам. В перспективе наличие в портфеле «зеленых“ проектов будет обязательным для любого современного девелопера», — полагает Павел Пикалев, директор Penny Lane Realty Saint Petersburg.

Чтобы приблизить эту перспективу, государство должно провести серьезную работу по модернизации, в первую очередь строительных норм. Второй важный шаг — активная популяризация ресурсосбережения, а также разработка механизмов финансовой мотивации жильцов, товариществ собственников жилья, строителей, производителей стройматериалов, поставщиков энергоресурсов. «Важно также провести анализ эффективности применяемых на Западе решений в условиях российской действительности, в том числе в наших климатических условиях. Но даже опыт стран с похожим климатом не следует напрямую копировать — соотношение затратности и получаемой выгоды от применения тех или иных решений у нас и на Западе может существенно различаться», — считает Игорь Кокорев. Руководитель отдела исследований «Jones Lang LaSalle Санкт-Петербург» Вероника Лежнева также говорит о необходимости жесткого контроля за выбросами в атмосферу, плотного взаимодействия с монополистами и пересмотра лимитов по мощностям с учетом возможности использования собственных ресурсов девелопера.

«Идея „зеленого“ города в Петербурге не может быть реализована без решения проблем транспорта, централизации деловой и туристической активности, наличия промышленных и депрессивных зон в центре», — добавляет Павел Пикалев.